Тайное Содружество Филип Пулман, обзор — повзрослевшая Лира

Во втором томе трилогии «Книга Пыли» Лира студентка ступающая на опасную и мистическую тропу, и главной мыслью Пулмана в книге выступает нетерпимость к рациональности, как и нетерпимость к теизму.

Мы все становимся старше, как и наши книги. Два года назад Филип Пуллман решил вернуться в мир Темных Начал, вернувшись назад во времени. Прекрасная Дикарка — первый том его запланированной трилогии «Книги Пыли», был приквелом, рассказывающим, как в детстве Лира Белаква была спасена от смертоносных агентов Магистриума, авторитарной церкви, которая всегда стремится расширить свои полномочия. Ее спасителем был героический, но совершенно обычный человек Малкольм — 11-летний подросток, живущий со своими родителями в трактире у реки под Оксфордом. Теперь в «Тайном Содружестве» , втором томе «Книги пыли», Пулман делает что-то более рискованное: он переносит нас вперед где Лире уже 20 лет (через десять лет после незабываемо печального, неизбежного окончания «Янтарный Телескоп») для того что бы рассказать нам историю Лиры как молодой девушки.

Теперь она студентка в этом знакомом, но странном альтернативном мире Оксфорде Пулмана. (События книги остаются в этом мире и никогда не пересекутся с нашим). Она стала очень интеллектуальной и немного серьёзнее, а так же поссорилась со своим деймоном — Пантелеймоном. Но она не может спрятаться в своих книгах, и скоро она понимает, что остается человеком, представляющим интерес для Магистериума. Захватывающая вступительная глава книги движется между зловещими махинациями среди руководителей церкви в Женеве и неуклюжим убийством в ночном Оксфорде. Лира становится свидетелем убийства, жертва является ботаником — мистические ботанические знания лежат в основе этой истории. Недавно он вернулся из исследовательской поездки в Центральную Азию, куда как мы сильно подозреваем, нас в конечном итоге приведут.

Все взрослеют. Малкольм, чью помощь Лира вскоре примет, вырос в эксцентричного молодого ученого с нежностью к Лире — его бывшей ученице, которая уже взрослая. Другие персонажи из более ранних книг возвращаются, немного обветшавшими, чтобы помочь нашей героине, когда она убегает от смертоносных теократов. Есть много трепетных моментов, которые продолжают трилогию «Темные Начала».

 «Не подходит для молодых читателей», — предупреждает сайт Waterstones. Существует графическое насилие и попытка группового изнасилования. Есть также некоторое представление о пробужденной сексуальности Лиры, хотя Пулман заставляет ее искать компанию мужчин, которым она не интересна, так что она не будет неверной отсутствующему Уиллу, навсегда потерянному для её в параллельном мире.

Пулман, пишет для тех, кто читал его романы HDM будучи ребенком, но они уже не дети. Сама Лира с грустью осознает, что потеряла в прошлых книг. Подозрительный незнакомец задает неловкий вопрос, и она не в состоянии выдать бесстрашную ложь, которой когда-то виртуозно управляла, и думает про себя, что «теперь ей просто не хватало изобретательности, или энергии, или наглости». Пантелеймон говорит ей, что она стала «осторожной … тревожной … пессимистичной» . Так же  они оба становятся психологически отделенными дрк от друга. Одна из сюжетных линий рассказывает о стремлении Лиры вернуть своего демона, без которого она кажется другой «ужасной и странной личностью», а также, как мы обнаруживаем, вновь уязвимой.

Ее голова была увлечена соблазнительными книгами. Ее деймон отправляется в долгое путешествие в Виттенберг (город Мартина Лютера, где Гамлет учился в университете), чтобы обвинить строгого интеллектуала Готфрида Бранде в краже воображения Лиры. Бранд опубликовал огромный роман, написанный в прозе, очищенной от всех оборотов речи, в которой говорится, что деймоны — это иллюзии. Он стал модным во всей Европе. Тем временем Лира отправляется на восток, а Малкольм отдельно следит за ней. В художественной литературе Пулмана всегда есть множество головокружительных путешествий, здесь больше, чем когда-либо, затаим дыхание. Лира встречает алхимика в Праге, свидетеля убийства в Константинополе, едва не убитого в Смирне.

Параноидальный джентльмен на железнодорожном вокзале в Центральной Европе или высохшая старушка в левантийском порту лишь должны занять отдаленное место, где Лира или Малкольм могут оказаться. Мы знаем, что ответы на различные дразнящие загадки книги должны лежать в этой легендарной ботанической исследовательской станции (но, возможно, за пределами этого конкретного тома). Повествовательный метод Пулмана состоит в том, чтобы разделить наше внимание не только между Лирой, Малкольмом и Паном, но также между и ведущими сыщиками Магистериума, замышляющих и спорящих о том, как увековечить их холодную веру. Мы продолжим возвращаться в Maison Juste в Женеве — всемирный центр «изучения ереси и еретиков». Здесь мы получим много церковной силовой политики, с восхитительным Макиавелли Марселем Деламером, устраняющим соперников и концентрирующим власть в своих руках. Сатира религиозного негодования еще более явная и увядающая, чем в оригинальной трилогии. Действительно, Пулман более склонен проводить параллели с недовольством нашего мира, чем когда-либо.  Наши собственные кризисы беженцев и столкновения с исламским фундаментализмом (здесь «братство святого замысла») имеют свои готовые аналогии в его вымышленной вселенной. Лира настроена против не только агентов теократии, но и безжалостной многонациональной химической компании.

Однако его главной целью здесь выступает нетерпимость к рациональности, как и нетерпимость к теизму — причина отрицания жизни, которую Уильям Блейк, его литературный гид, порицал и высмеивал. В Магистериум был нанят умный нигилистический философ Саймон Тэлбот. Он их «полезный идиот». Лире так нравится интеллектуальный спор, «выискивая слабости в чужих аргументах и ​​расхваливая их с расцветом», что она попала под его власть. Блейк, безусловно, согласился бы с сатирой Пулмана на показную рационалистическую философию, скептицизм, настолько полный, что он убивает душу.

Воображение, таинственная сила, отмечаемая поэтами-романтиками, является святым духом этой книги.

Таким образом, важность «Тойное Содружество», в том что оно является миром за пределами рациональности. Лира начинает понимать, что это то, что она оставила в детстве (и в оригинальной трилогии «His Dark Materials»). «Это было совершенно неразличимо для повседневного видения… это было видно воображением, а не логикой». Как говорит ей один из многочисленных советников, с которыми она встречается, ее дела иногда «проникают в видимый мир». Лира должна снова найти своего демона, чтобы снова соприкоснуться с ним, чтобы заново открыть невиновность Блейка.

Пулман успешно превратил свою героиню во взрослую, заставив ее вспомнить себя в детстве, что также означает вспоминать более ранние книги, которые мы все любили. Но есть и обратная сторона. Ранее опыт Лиры и идеи Пулмана были раздельными. Будучи ребенком, она не знала, что означает ее история. Теперь она может размышлять в соответствии с целями автора. «Разум когда-либо создавал стихотворение, или симфонию, или картину? Если рациональность не может видеть такие вещи, как «Тайное Содружество » , то это потому, что зрение рациональности ограничено … Мы должны представить, а также измерить … » Это размышление Лиры, но это также и Пулман, говорящий с нами.

Воображение, таинственная сила, отмечаемая поэтами-романтиками, является святым духом этой книги. Он начинается с противоположного эпиграфа от Блейка: «Все, что можно сделать, чтобы быть правдоподобным, является образом истины». Эта декларация звучит всепоглощающе (вы можете верить всему, что вам нравится), но на самом деле она строгая (вы должны внимательнее слушать логику ваших инстинктивных убеждений). Пуллман подчиняется закону вымысла. Он создал фэнтезийный мир, сделал его еще более насыщенным в этом новом томе со своей особой строгостью и стилистической элегантностью. Это книга для стареющих нас.

Оригинал